BY SCOTT C. REYNOLDS
Сколько ты себя помнишь, компьютеры и электроника привлекали тебя. К моменту твоего совершеннолетия ты уже верно стоял на пути профессионального программиста. Первая интернетская золотая лихорадка была в самом разгаре, и вас, нердов, повсюду величали героями Новой Экономики на обложках журналов Fast Company и Wired, и нерды гребли деньги лопатой, делая то же, что любишь делать ты.
Ты отчислился из ПТУ и начал подыскивать работу в стартапе. Потому что бросить школу и создать Что-то Великое – об этом как раз и твердили, как заклинание, великие Стив Джобс и Билл Гейтс. Компании набирали всех, кто хоть как-то понимал булевскую логику и жаждал создавать, и отчисленники из ПТУ были не прочь делать больше, получая меньше, если к зарплате давали опционы [ право получить за символическую сумму часть акций компании-работодателя, когда и если они будут в цене на рынке ].
Так что ты получил работу на сайте электронной коммерции, продающем запчасти, которые закупал у оптовиков и поставлял заказчикам. Ты попал как раз в гущу доткомовского бума, работая на компанию, которая воплощала в себя всё, чем была та эра:
- Найти квази-легальную нишу, которая, возможно, и не существует
- Эксплуатировать программеров, которые хотят быть на острие прогресса
- Доход! однако недолго (необязательный пункт)
- Продать или как-то еще распустить контору
- Повторять сколько хочется или пока государство тобой не заинтересуется
Твоим первым проектом было создать алгоритм для сайта, который формирует отпускную цену на основании способа доставки. Это было тебе первым намеком на то, что всё не так здорово как кажется. Вторым намеком стал бы набег на контору представителей органов, если бы ты в это время был на месте, а не на интервью в поисках лучшей работы.
Оказалось, что твоя контора на самом деле покупателям товар не отгружала. Она продавала товар на сайте и забирала деньги, но поставщику соответствующий заказ не отправлялся, разве что покупатель пригрозит судом. Для того времени это была приемлемая бизнес-модель, ну, сами понимаете, минус те вещи, которые незаконны.
Когда ты пришел на работу на следующий день, офис был абсолютно пуст, только в комнате с ксероксом был глава компании, его рукава были закатаны, и он кормил промышленный бумагоуничтожитель с лёгкостью человека, знаюшего большой в этом толк.
Твоей следующей работой была разработка медицинского софта. Это уже походило на более легальный бизнес, и ты был рад работать над продуктом, который действительно имеет реальное отношение к людям. Тебе сказали, что ты будешь использовать самые последние технологии для создания электронной системы учета медицинских записей следующего поколения. Ты пришел в первый день на работу с трепетом от возможности погрузиться и уже писать код. Вместо этого, твое расписание выглядело так:
9:00 – 10:30 Собрание рабочей группы на предмет текущих вопросов
11:00 Полуденное собрание SCRUM
12:30 – 14:00 Собрание по поводу демонстрации продукта и его архитектуры
14:00 – 15:30 Турнир по Halo 3
16:00 – 18:00 Видео чат по Skype с индусскими коллегами из Бангалора
И каждый следующий день проходил точно так же. Ожидалось, что программист в этом стартапе будет вкалывать ночами, реально приступая к делам ближе к вечеру, и работать до тех пор, пока уже его не будет видно за грудой бутылок от газировки и упаковкок от пиццы. И ты вкалывал и вкалывал, добавляя фичу за фичей, каждый день пытаясь превзойти самого себя для демо продукта. В новогоднюю ночь ты открыл баночку пива, поднял тост, не обращаясь ни к кому конкретно, и снова уткнулся в монитор. Ты должен был выпустить продукт. В выпуске продукта было заключено всё. Никто, в сущности, не определял, что именно должно было получиться, но надежда была, что если напридумать кучу фич, то кто-то в результате сможет сделать из этого продаваемый продукт.
Три года прошло как один непрерывный день. Праздники и выходные, даже ночи, были искусственными образованиями, имеющими смысл лишь для прочих людей. Ты стал на 12 кг тяжелее и на одну девушку легче, и ни то, ни это никак не повлияло на твою работу. Ты взвалил на себя ответственность за успех компании, твоя кучка опционов подвигала тебя за пределы разумного в самоотдаче. Будущее богатство и признание стоят сегодняших усилий, по крайней мере, так ты говорил себе,.
И вот пришел день, когда продукт официально запущен, но что-то не слышно фанфар. Никакой премии. Нет чувства удовлетворенности. Это был просто тихий запуск с одним бета-пользователем. Ты не знал чем себя занять в этот день, просто сидел и периодически запускал запрос на базу, чтобы посмотреть что они там делают. Ответ: почти ничего. А то что они делают, делают не так. Они нашли глюки! Они нашли пути чтобы обойти все твои тщательно настроенные правила и валидации. Не потому что они были крутые хакеры… они были просто тупые. Они кликали на вещи, на которые не должны были кликать. Они вводили вещи, которые не должны были вводить. Они не читали простых инструкций. Они не слушали на тренинге. Они оскорбляли лично тебя тем, что так ужасно использовали твой софт.
В поле “Введите количество анализов:” они вбили “пять анализов”
В поле “Номер страховки: ” они ввели “у него ее нет, т.к. он нелегал”
Вместо того, чтобы нажимать кнопку “Создать запись нового пациента” они меняли информацию в одной единственной записи в базе, постоянно ее сохраняя.
Затем начались звонки из отдела продаж, с требованием объяснить, почему система такая кривая, и почему так долго писалось то, что явственно не работает.
Тебе ничего не оставалось делать, кроме как отвечать на баг репорты и выпускать патчи, которые ничего не добавляли к системе, а лишь за руку вели пользователя по твоей системе. Ты вслух удивлялся, как эти люди дожили до сегодняшнего дня, не выпив случайно белизны. Когда приходили новые клиенты, ты надеялся, что та работа, которую ты проделал для предыдущих, позволит им успешно пользовать систему. Но увы.
Один особый случай за другим накапливались стопкой, и твоя жизнь скоро стала заполнена внесением еще более специфических и раздражающих изменений в твою прекрасную программу, покуда она не приняла такую форму, что ты ее сам перестал узнавать. Ты ненавидел своих пользователей, даже несмотря на то, что денежки начали таки капать, и все начали видеть ощутимые результаты нескольких лет работы. Ты хотел уволиться, чтобы делать что-то другое вместо этого, но ты попал. Денежка была не особо большая, но лучше, чем ты бы смог получить где-то еще. Ты бы потерял свои опционы, если бы ты уволился, и это бы перечеркнуло все твои усилия, и ты бы уже больше не смог так жостко флиртовать с хорошенькой девочкой из отдела продаж, с которой у вас тайная любовь.
Так что ты остался и поддерживал свой софт, ненавидя юзеров, которых ты уже хотел физически отлупить. Хорошенькая девочка из отдела продаж обручилась и уехала. Твои опционы к этому времени стали стоить для тебя дороже, чем акции самой компании на рынке, и так оно и осталось. Спустя десять лет ты обнаружил себя управляющим командой программистов, не имеющим возможности делать единственную вещь, которую очень хотел: кодить. Твоя работа стала заключаться в том, чтобы брать молодых программистов, которые любят то, что они делают, и выжимать из них душу, мотивируя их следовать по твоему пути. Ты ненавидел себя и свою работу каждый день, но решил, что ты слишком старый, чтобы чем-то еще заниматься. Ты приобрел вкус к виски и начал всерьёз заниматься своим пенсионным вкладом, надеясь, что цирроз печени придет раньше, чем тебе придется уволиться отсюда и работать упаковщиком в продуктовом магазине…
(оригинал www.mcsweeneys.net/links/dreamjobs/dreamjobs5.html )
Примечание: там у автора серия про разные профессии. Ну, всё везде плохо заканчивается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий